В 2020 году закончилось действие Плана стратегического развития города Рязани до 2020 года.
Новым документом стратегического планирования в ближайшее время должна стать Стратегия социально-экономического развития города Рязани до 2030 года.
Проект Стратегии разработан в соответствии с распоряжением администрации города Рязани от 11.12.2019 №2068-р и Порядком разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития города Рязани, утвержденным постановлением администрации города Рязани от 10.12.2018 №4817.
Проект Стратегии направлен в Рязанскую городскую Думу на утверждение.
Проект Стратегии социально-экономического развития города Рязани до 2030 года
Успешное социально-экономическое развитие страны, региона или муниципального образования во многом зависит от грамотного построения системы стратегического планирования. Зачастую существующие стратегии носят декларативный характер из-за отсутствия механизма взаимосвязи с бюджетным процессом. Однако развитие современного менеджмента уже давно требует координации между всеми видами планирования и принятия документов, определяющих стратегические приоритеты социально-экономического развития.
Таким документом стала долгосрочная стратегия развития города Рязани, утвержденная в 2009 году и скорректированная в 2013 году.
Опираясь на анализ и оценку социально-экономического положения города, была принята миссия города «Рязань - территория прогресса». Инновационный путь развития требует существенных затрат на организационные меры, крупные инвестиции на условиях партнерства в ключе общих целей.
Выбор миссии определил стратегические приоритеты, а именно:
- увеличение численности населения;
- диверсифицированная и устойчиво функционирующая экономика;
- создание качественной городской среды;
- рост благосостояния жителей;
- сплоченное городское сообщество;
- формирование нового имиджа Рязани как инновационной территории.
Эти приоритеты служат базовым ориентиром для определения действий, которые будут предприниматься в ходе реализации Стратегии. Эти действия формализуются в систему стратегических целей, задач, конкретных мероприятий и проектов.
Реформы в сфере бюджетного планирования и применение программно-целевого метода в «старом формате» не позволяли в полной мере увязать разрабатываемые целевые программы с задачами Стратегического плана.
Приоритеты федеральной бюджетной политики и майские изменения 2013 года Бюджетного кодекса РФ послужили отправной точкой для начала работ не только по подготовке к переходу на программный принцип формирования расходов бюджета, но и для начала формирования целостной системы стратегического и бюджетного планирования. Идеология такого подхода заключалась в том, чтобы увязать стратегические цели и задачи органов власти с бюджетными обязательствами. В первую очередь была проведена корректировка
Стратегии, которая включала два блока мероприятий. Первый блок мероприятий касался вопросов целеполагания. При этом пять основных стратегических направлений сохранили, сформулировав для каждого из них конкретные стратегические задачи (всего 11 задач).
Вторым блоком мероприятий была корректировка методики проведения мониторинга и оценки реализации Стратегического плана и корректировка основных целевых индикаторов. Новая система мониторинга и оценки хода реализации Стратегического плана охватывает два уровня показателей: первый - ожидаемые ориентиры перспективного образа города, второй - индикаторы реализации задач в рамках межотраслевых направлений Стратегического плана. Ожидаемые ориентиры перспективного образа города в 2020 году характеризуют видение желаемой социально-экономической ситуации в городе на момент завершения реализации плана. Индикаторы реализации задач были максимально увязаны с индикаторами оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в соответствии с 607-м Указом Президента РФ и постановлением Правительства РФ. Кроме того, был добавлен ряд других индикаторов, которые отражают исполнение полномочий ОМСУ. Каждый целевой индикатор рассчитан по годам до 2020 года.
После внесения в мае 2013 года изменений в 179 статью Бюджетного кодекса РФ и утверждения Рязанской городской Думой в июле 2013 года изменений в План стратегического развития была проведена работа по формированию новых муниципальных программ. Таких программ в городе одиннадцать. Увеличили сроки реализации программ до 2020 года. Разработка программ шла в соответствии с новым Порядком их разработки. Теперь было четко определено, что муниципальные программы должны быть увязаны с приоритетами стратегического развития. Во-первых, каждая программа соответствует задаче Стратегического плана. Во-вторых, индикаторы Стратегического плана являются показателями реализации муниципальных программ. Это стало одним из обязательных условий при разработке программ. Таким образом, реализация основных мероприятия муниципальных программ направлена теперь не только на достижение цели программы, но и на реализацию соответствующей задачи Стратегического плана. После определения целевых индикаторов на период до 2020 года была проведена работа по определению объемов финансирования по каждой муниципальной программе с учетом достижения запланированных значений индикаторов. Это позволило увязать бюджетные ассигнования с целями и задачами стратегического развития города. В итоге, оценка эффективности реализации муниципальных программ, также оценивает ход реализации Стратегического плана и работу ответственных исполнителей. То есть была создана действенная методика, которая позволяет общественности, органам государственной власти и представительному органу в полной мере оценить работу исполнительной власти.
План стратегического развития города Рязани до 2020 года на сегодняшний день является ресурсом позиционирования нашего города во внешней среде, в котором удалось увязать долгосрочные и среднесрочные документы стратегического планирования по целям и приоритетам, расширить период муниципального планирования, выйдя за рамки бюджетного цикла (более 3-х лет).