Официальный сайт упралвения образования и молодежной политики администрации города Рязани - https://uoimp-rzn.ru
На современном этапе дополнительное образование детей является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании.
В 2018 году системе дополнительного (внешкольного) образования исполнилось 100 лет.
В России система дополнительного образования формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement — поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря.
На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание». Учреждения, в которых получили распространение формы внешкольного воспитания, стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств. В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность домов и дворцов пионеров, станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.
В лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт взращивания талантов. Многие звезды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания.
Государственная система дополнительного (внешкольного) образования детей введена в единую образовательную систему в 1992 году: внешкольные учреждения в соответствии с Законом РФ «Об образовании» переименованы в учреждения дополнительного образования детей.
Национальный проект в сфере образования, действующий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначил достижение следующих целей и целевых показателей:
– обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
– воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Обеспечение к 2020 году охвата не менее 70 - 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными дополнительными общеобразовательными программами, создание социально-экономических условий для удовлетворения потребностей в интеллектуальном, духовном и физическом развитии детей, их профессионального самоопределения – цель приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», реализуемого в рамках Национального проекта в сфере образования, утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
В настоящее время в ведении управления образования и молодежной политики администрации города Рязани 15 муниципальных учреждений дополнительного образования, в которых ежегодно занимается более двадцати одной тысячи учащихся: Дворец детского творчества, Центры детского творчества: «Октябрьский», «Приокский», «Феникс», «Южный», «Стрекоза», детско – юношеские Центры: «Надежда», Спорттур», «Звезда», народных промыслов «Рязанский оберег», Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие», межшкольный учебный центр, станции: юных натуралистов, юных техников, детского (юношеского) технического творчества «Мечта». При семи учреждениях имеются 16 отделений, помещений для организации работы с детьми и подростками по месту жительства. Самое старейшее и крупное учреждение дополнительного образования, подведомственное управлению образования и молодежной политики администрации города Рязани, - Рязанский городской Дворец детского творчества (РГДДТ), который открылся в феврале 1936 года.
В ведении управления образования находится также учреждение культуры – Дворец молодежи города Рязани.
Практически все учреждения многопрофильные, реализуют программы различной направленности (всего шесть): техническая, естественнонаучная, физкультурно – спортивная, художественная, туристско – краеведческая, социально – педагогическая.
состав учащихся различных категорий – преимущественно 5 – 18 лет. Образовательный процесс учащихся организован не только в учреждениях дополнительного образования, но и на базе других организаций.
В учреждениях дополнительного образования созданы и успешно действуют городские формирования: центр детского экологического образования, центр социально – педагогической поддержки детей, подростков и молодежи с ограниченными возможностями здоровья (на базе Центра детского творчества «Приокский»), центр патриотического воспитания детей и молодежи «Возрождение», объединение «Пост № 1», школьное экскурсионно - туристское агентство (на базе детско – юношеского Центра «Звезда), школьный экскурсионный центр «Клуб путешественников» (на базе Центра детского творчества «Стрекоза»), центр развития социальной активности молодежи «Потенциал», волонтерский центр, клуб «Успех в твоих руках», Центр профилактики асоциальных явлений среди молодежи «Мой выбор» (на базе Центра детского творчества «Феникс»), центр профориентации молодежи (на базе межшкольного учебного центра), центр межнациональных культур города Рязани (на базе Дворца Молодежи).
С целью выявления, поддержки и поощрения талантливых, одаренных детей образовательных учреждений города, повышения профессионального мастерства педагогов, учреждения дополнительного образования организуют в течение учебного года более семидесяти муниципальных конкурсных, соревновательных мероприятий по различным видам творчества, спорта.
Результаты деятельности учреждений – результаты их воспитанников. Учащиеся учреждений дополнительного образования – активные участники и победители соревнований, смотров, конкурсов различного уровней.
Одаренным детям, учащимся учреждений дополнительного образования, занявшим 1 места во Всероссийских и международных конкурсах, соревнованиях, присуждаются поощрительные стипендии Губернатора Рязанской области; педагогам, воспитавшим их - премии Губернатора Рязанской области.
С 2009 года вошло в традицию чествование главой администрации города Рязани учащихся учреждений дополнительного образования, добившихся значительных побед в конкурсных, соревновательных мероприятиях международного, всероссийского уровней и педагогов, воспитавших их.
В учреждениях дополнительного образования работают высококвалифицированные специалисты. Многие из них отмечены наградами.
Учреждения дополнительного образования – активные участники смотров, конкурсов различных уровней: инновационных методических разработок «Новые истоки», «Педагогический дебют», «Сердце отдаю детям».
Первые участники I Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» - Шустина Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования, директор детско – юношеского Центра народных промыслов «Рязанский оберег» и Михайлов Олег Викторович, работавший педагогом дополнительного образования Центра детского творчества «Южный».
Участвуя во Всероссийских конкурсах на лучшее учреждение дополнительного образования, авторскую образовательную программу, учреждения дополнительного образования неоднократно занимали призовые места.
Программа «Время моих достижений» детского оздоровительного лагеря «Смена», структурного подразделения МАУДО « РГДДТ» вошла в 100 лучших региональных практик организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе, детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями. Программа психолого-педагогического сопровождения межрегионального конкурса-фестиваля детского литературно-художественного творчества «Начало» (МАУДО «РГДДТ» - призер (2место) IV Всероссийского конкурса программ и методических разработок организации отдыха и оздоровления детей, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации. МБУДО « ЦДТ «Стрекоза», победитель конкурса в номинации «Лучшее учреждение дополнительного образования детей», вошло в 100 лучших предприятий и организаций России.
ДЮЦНП «Рязанский оберег» - лауреат-победитель Всероссийской выставки-форума образовательных учреждений, организованной федерацией развития образования РФ.