Городская среда Интернет-приемная Справочник ОБЪЯСНЯЕМ.РФ


Районы города
Анонсы Объявления

Комплексный градостроительный анализ

Основание города Переяславля Рязанского относится к 1095 году. В 1778 г. город официально переименован в Рязань. Современное население города – 523 тыс. чел. Территория – 223, 72 кв. км.

Рязань – крупный промышленный, научный и культурный центр Центрального федерального округа России, административный центр Рязанской области, имеющий также важнейшее для страны историко-архитектурное и туристическое значение. Основу экономической базы города составляет многоотраслевая промышленность, в которой работает треть от числа занятых во всех сферах экономики. Ведущую роль в промышленной структуре играют химическая и нефтехимическая отрасли, машиностроение, в составе которого значительная часть предприятий относится к ВПК, цветная металлургия и строительная индустрия. Существенное значение имеет научно-исследовательская база города, а также образовательная сфера. В этих отраслях занято порядка 13 % работающих.

Комплексный градостроительный анализ территории Рязани выполнен с целью определения потенциала города для дальнейшего развития и выявления проблемных планировочных ситуаций, требующих разрешения.

В процессе оценки проанализированы следующие факторы:

  • Природные условия и ресурсы

  • Эколого-гигиеническая ситуация

  • Демографическая ситуация, экономическая база развития города, сферы занятости

  • Современное использование территории города

  • Планировочные ограничения - территории с нормированным градостроительным использованием (водоохранные зоны; особо охраняемые природные территории; зоны охраны объектов культурного наследия; санитарно-защитные зоны от производственных, санитарно-технических, инженерно-технических объектов; зоны санитарной охраны, территории, территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий, др.)

  • Территориальные ресурсы

  • Состояние жилищного фонда и объектов обслуживания

  • Состояние транспортной и инженерной инфраструктур

Проблемные ситуации:

  • Общеструктурные проблемы городского плана - недостаточные транспортные и социальные связи различных частей города, перегруженность центра транспортом, в том числе грузовым, отсутствие транспортных дублеров. Недостаточное развитие объектов обслуживания и озеленения в новых жилых районах и поселках.

  • Отсутствие концепции развития городского центра, "случайное" новое строительство постепенно приводит к нарушению целостного восприятия центра города с почти 1000-летней историей развития. Низкий уровень инженерного оборудования территории Кремля и прилегающих кварталов. Плохое техническое состояние многих памятников архитектуры и зданий, формирующих исторический средовой фон.

  • Ряд градостроительных ошибок: строительство типовых жилых домов и многоэтажных зданий в историческом ядре, застройка ряда створов перспективных магистралей, размещение производственных объектов в историческом центре и вблизи от жилых районов.

  • Большие объемы фонда, требующего модернизации - кварталы "шлаковых" домов, участки малоэтажного ветхого фонда во всех районах города, дома первых массовых серий.

  • Недостаточно эффективное использование городских земель - значительные территории города заняты гаражами боксового типа, садоводческими участками, много пустырей, деградировавших пространств.

  • Значительная площадь производственных и коммунальных зон в общем балансе городских земель, низкий уровень их благоустройства, озеленения, недостаточно рациональное использование имеющихся территорий

  • Необходимость комплексного благоустройства, инженерной подготовки и модернизации инженерной инфраструктуры городской территории

  • В целом достаточно неблагоприятная экологическая ситуация - высокое загрязнение воздушного бассейна (~61% за счет автотранспорта), проблемы загрязнения водного бассейна, почв, деградация и сокращение площади зеленых насаждений. Размещение большого количества жилого фонда на территориях с неблагоприятной экологической ситуацией, в том числе, в пределах СЗЗ.

К положительным факторам, определяющим перспективы развития Рязани, относятся:

  • Значительная площадь свободных от застройки территорий в пределах действующей городской черты и возможность реконструкции сложившихся территорий.

  • Историчность пространственной среды города со множеством целостных исторических территорий с ценнейшими памятниками. Рязанский Кремль является главным историко-архитектурным достоянием города и имеет высокий потенциал для организации духовно-культурного и туристического центра.

  • Уникальные исторические городские ландшафты - природный комплекс поймы Оки, Луковский лес, Рюминская роща, исторические кладбища, долины рек и ручьев, городские сады и парки, ландшафтные урочища. В целом природный комплекс Рязани имеет значительный природно-градостроительный потенциал для развития градостроительной структуры, системы рекреационных пространств.

  • Городская среда Рязани советского периода имеет много положительных особенностей - реализация принципа функциональности в планировке и застройке города (выделение территорий и зон специального функционального назначения - производственных зон, жилых районов, зон отдыха, спорта и пр.); строительство "социалистических" городков, зафиксировавших архитектурно-планировочные принципы советского градостроительства 20-30-х гг. (мелкомасштабная квартальная сетка, сомасштабная человеку застройка, комплексное развитие системы обслуживания, спортивные и парковые зоны); строительство выразительных здобразцов эпохи конструктивизма и, позднее, "сталинского ампира".

  • Пространственно-средовой потенциал Рязани получил развитие в ходе удачных реконструктивных мероприятий - благоустройства долины Лыбеди с организацией природно-рекреационной зоны городского значения. Проведена реконструкция ряда производственных зданий под досугово-развлекательные объекты.

В целом анализ природных, экономико-географических, культурно-исторических и пространственно-средовых особенностей территории Рязани, позволяет сделать вывод, что город имеет высокий потенциал для активного экономического развития и качественного улучшения городской среды.