Городская среда Интернет-приемная Справочник ОБЪЯСНЯЕМ.РФ


Районы города
Анонсы Объявления

Основные градостроительные мероприятия

5.2. Развитие жилых зон. Новое жилищное строительство и реконструкция жилищного фонда

В течение расчетного срока жилищный фонд города планируется увеличить до 13,3 млн. кв. м (в настоящее время - 10,3 млн. кв. м общей площади), что позволит увеличить среднюю жилищную обеспеченность с 19,7 кв. м в настоящее время до 25 кв. м общей площади на человека. Объем нового жилищного строительства составит порядка 3,3 млн. кв. м.

Проектом принята следующая структура нового жилищного строительства:

Многоэтажные жилые дома (5 эт. и выше) - 55%

Среднеэтажные жилые дома (3-4 эт.) - 30%

Индивидуальные жилые дома - 15%

В соответствии с проведенным анализом территориальных резервов около 90% намеченного объема жилищного строительства разместится на свободных территориях в пределах городской черты, около 10 % - на реконструируемых территориях. Убыль жилищного фонда - 0,3 млн. кв. м.

Предложения Генерального плана по градостроительной организации территорий жилой застройки и новому жилищному строительству опираются на результаты градостроительного анализа территории - техническое состояние и строительные характеристики жилищного фонда; динамику и структуру жилищного строительства; историко-архитектурную и средовую ценность застройки; современные градостроительные тенденции в жилищном строительстве, экологическое состояние территории.

Реализация жилищной программы, намеченной Генеральным планом, предусматривает сочетание нового жилищного строительства на свободных территориях с реконструктивными мероприятиями.

Размещение нового жилищного строительства в сводном виде по округам

Административные округа Общий объем нового жил.

строительства,

тыс. кв.м общей площади

в том числе
за счет реконструкции сущ. домов со строительством доп. этажей и пристройки доп. объемов на свободных территориях на реконструкции преобразование садоводств в жилые кварталы
Октябрьский 1082 10 932 120 -
Советский 613 160 393 60 -
Железнодорожный 583 180 233 90 100
Московский 1022 150 842 30 -
Итого по городу 3300 500 2400 300 100

Основные первоочередные мероприятия по новому строительству и реконструкции жилищного фонда

В целом по городу Генеральным планом в период первой очереди запланировано жилищное строительство в объеме 1100 тыс. кв. м общей площади

К концу периода первой очереди жилищный фонд города с учетом убыли части существующего фонда вырастет до 11,3 млн. кв. м., а средняя жилищная обеспеченность увеличится с 19,7 кв. м /чел. до 21,6 кв. м/чел

Убыль жилищного фонда в течении периода первой очереди определена в размере 67 тыс. кв. м общей площади

Из общего объема первоочередного жилищного строительства 85% приходится на много и среднеэтажные дома, 15% - это индивидуальные жилые дома.

Реализация данной жилищной программы зависит от многих факторов. Росту жилищного строительства как многоквартирного, так и индивидуального, будет способствовать внедрение ипотеки и других новых видов кредитования и приобретения жилья (участие граждан в долевом строительстве, жилищно-накопительных программах и др.).

5.3. Развитие объектов социальной инфраструктуры

Предложения Генерального плана по развитию социальной инфраструктуры разработаны с учетом экономико-географического потенциала Рязани и масштаба развития города.

Рязань - это хозяйственно-экономический и организационный центр Рязанской области, поэтому состав предлагаемых к строительству объектов многообразнее стандартного набора учреждений культурно-бытового обслуживания и включает в себя уникальные или специализированные объекты и комплексы.

Многие объекты, предлагаемые Генеральным планом, предназначаются для обслуживания не только своего городского населения, но и жителей области, а также туристов, приезжающих в Рязань (культурно-познавательный, деловой и др. виды туризма).

Потребность в новых видах учреждений обслуживания обусловлена увеличением мобильности населения и необходимостью развития "столичных", представительских и деловых функций Рязани. В новых социально-экономических условиях принципиально выделение двух видов объектов:

  • Учреждений социальной сферы, потребность в которых рассчитывается в соответствии с установленными нормативами

  • Объектов коммерческо-деловой сферы, направленной на развитие разнообразных, в том числе, "столичных" видов обслуживания

Генеральным планом предлагаются следующие принципы развития отдельных видов обслуживания:

Здравоохранение: структурная перестройка системы здравоохранения: реорганизация стационарного звена (с развитием сети стационарзамещающих видов помощи - стационары на дому, дневные стационары и т.д.) и возрастание значения поликлинических учреждений - трансформация поликлиник в диагностико-консультативно-обслуживающие центры с созданием при них дневных стационаров, отделов восстановительного лечения и т.д. Предусматривается строительство новых, перепрофилирование и реконструкция ряда существующих стационаров и амбулаторно-поликлинических учреждений, более эффективное использование занимаемых медицинскими объектами территорий.

Культура и искусство: новое строительство и реконструкция существующих объектов культуры и искусства. Развитие сети религиозных центров. Учитывая существующие социальные проблемы (подростковая преступность, наркомания и т.д.) намечено существенное развитие сети учреждений дополнительного образования детей - музыкальных, художественных, детско-юношеских спортивных школ и пр.

Физкультура и спорт: реконструкция существующих объектов и строительство новых. Помимо традиционных спортивных учреждений – бассейнов и спортивных залов проектом предлагается размещение уникальных спортивных объектов, учитывающих потребности столичного города - аквапарка, центра водного спорта, комплекса зимних видов спорта и др.

Социальное обеспечение: создание специальной сети учреждений социального назначения, включающей в себя дома-интернаты и платные пансионаты для престарелых и инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, приюты для бездомных детей, беременных женщин и матерей с детьми, центры реабилитации для лиц, вышедших из мест лишения свободы и др.

Торговля и общественное питание: строительство разнообразных объектов торговли, как розничной, так и оптовой - современных торговых центров, крупных специализированных магазинов, выставочных центров, оптовых баз и рынков, размещение новых предприятий общественного питания - ресторанов, кафе, баров и т. д.

Ниже в таблице приводится перечень новых крупных объектов культурно-бытового назначения, предлагаемых Генеральным планом к размещению в Рязани.

№ п/п Наименование Район размещения
Спортивные сооружения Лесопарковая зона
1 Аквапарк Лесопарковая зона
2 Ипподром и конно-спортивный комплекс Рекреационная зона
3 Центр водного спорта Рекреационно-спортивная зона в пойме
4 Велотрек Лесопарковая зона
5 Яхт-клуб Лесопарковая зона
6 Бассейны Во всех районах города
Учреждения культуры
1 Планетарий
2 Театры и концертные залы в общественных центрах крупных жилых районов в составе многофункциональных комплексов
3 Торгово-выставочный комплекс Московское шоссе
Учреждения здравоохранения
1 Больницы Песочня, Семчино
Прочие объекты обслуживания
1 Бизнес-центры Во всех районах города
2 Гостиницы Во всех районах города
3 Многофункциональные обслуживающе-деловые и коммерческие центры На въездах в город
4 Пожарные депо Во всех районах города

5.4. Формирование природно-экологического каркаса территории Городские зеленые насаждения

В проекте разработаны мероприятия по развитию и благоустройству территорий зон отдыха, городских парков, скверов, бульваров, озеленению территории жилой застройки, развитию системы природно-экологического каркаса города.

Планировочные решения Генерального плана по развитию природно-экологического каркаса города Рязани основаны на материалах исследований и предложений Лаборатории по проблемам экологии Рязанского государственного педагогического университета им. С.А. Есенина.

В комплекс мероприятий включены следующие основные проектные предложения:

1. В составе проекта зарезервированы территории, рекомендуемые для развития системы охраняемых природных территорий. Данные предложения направлены на сохранение и экологически обоснованное рекреационное и хозяйственное использование ключевых природных территорий - уникального природного комплекса регионального значения поймы р. Оки, малых городских рек, ценных лесных и луговых комплексов, мест обитания редких видов птиц и пр.:

  • Природный парк в Недостоевско-Борковской пойме (орнитологический заказник, заповедные луга). Здесь планируется создание туристических комплексов, зон отдыха, спортивных парков разнообразной специализации, сохраняется традиционное сельскохозяйственное использование.

  • Природный парк "Луковский лес" - охрана реликтового участка леса, организация отдыха.

  • Природный парк в районе озера Ореховое - охрана редких птиц, гнездящихся на территории пойменного леса, организация отдыха.

  • Заказник "Хамбушевская роща" - охрана широколиственного лесного массива, поддержание в надлежащем экологическом состоянии искусственных водоемов (отстойники и очистные сооружения - места обитания ценных и редких видов птиц).

  • Рюминская роща - благоустройство территории парка, снижение рекреационных нагрузок на наиболее ценных сохранившихся природных участках.

  • Организация памятников природы и ООПТ местного значения - лес у д. Никуличи, урочище "Дубково", Карцевский лес, Сысоевско-Бажатковские природные участки.

  • Пойма р. Павловки и Плетенки - зона охраняемых пойменных ландшафтов с организацией гидропарка, благоустроенных парково-прогулочных и спортивных зон;

Общая площадь территорий ООПТ составит 4 360 га или порядка 20% территории города - что приближается к экологическим нормативам.

Статус территорий, рекомендуемых Генеральным планом для создания ООПТ определяется после утверждения Генерального плана в соответствии с федеральным законом №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и соответствующим законом Рязанской области.

2. Сохранение существующего природопользования и введение режимов ограничения хозяйственной деятельности на участках транзитных экологических территорий, обеспечивающих экологическую целостность природно-экологического каркаса - участки Окской поймы, занятые сельскохозяйственными угодьями, озелененные городские территории - скверы, бульвары, небольшие парки, озеленение улиц, озелененные полосы отвода железных дорог, овражно-балочные комплексы.

Проектом предусмотрено сохранение существующего зеленого фонда города, развитие тематических ландшафтных, спортивных парковых зон, строительство новых скверов, бульваров, благоустройство зон отдыха, сохранение и создание новых линейных озелененных пространств вдоль малых рек, ручьев, что позволит связать озелененные пространства в единый природно-рекреационный комплекс.

Формируются парковые, прогулочные зоны в поймах Оки, Трубежа, Лыбеди, Павловки и других городских водотоков с устройством дорожно-тропиночной сети, строительством детских и спортивных площадок, обслуживающих объектов для отдыха.

3. Проектом предусматривается озеленение санитарно-защитных зон, в том числе в районе Южного промышленного района.

4. Создаются "малые" историко-ландшафтные комплексы в исторических городских поселках с высотными доминантами церквей, историческими кладбищами, прудами и малыми реками - в Недостоево, Семчино, Канищево, Дягилево и др.

5. Предусмотрена организация системы спортивных и тематических природно-рекреационных территорий, в том числе:

  • спортивный гидропарк в районе бывших песчаных карьеров в пойме Оки - аквапарк, благоустроенные пляжи, водные аттракционы, водно - спортивные комплексы - яхт-клубы, эллинги, водно-гребные станции и другие спортивные и развлекательные комплексы для отдыха на воде;

  • вводно-спортивный комплекс на оз. Колпино;

  • спортивная зона в районе с. Оленинского - Автодром, Зимний спортивный парк лыжных видов спорта,

  • горнолыжный комплекс на крутом склоне Оки в Канищево;

  • спортивный парк "Горнолыжный комплекс" в районе Карцево-Вишневки;

  • строительство разнообразных типов спортивных сооружений в жилых районах города.

5.5. Мероприятия по оптимизации экологической обстановки

В Генеральном плане разрабатывается комплекс градостроительных мероприятий по оптимизации условий проживания, который включает планировочные и инженерно-технические мероприятия.

В составе ГИС Концепции Генерального плана созданы картографические слои и семантические базы, которые характеризуют экологическую ситуацию в городе, а также отражают планировочные решения по экологически безопасному развитию территории.

Охрана воздушного бассейна

С целью улучшения состояния воздушного бассейна города в Генеральном плане разработан комплекс мероприятий по оптимизации транспортной инфраструктуры.

Основными из них являются:

  • строительство северной обходной дороги, соединяющей ул. Бирюзова и Касимовское шоссе;

  • строительство и реконструкция магистральных улиц, обеспечивающих вывод грузового движения из центра и селитебных территорий - улица, соединяющая Михайловское шоссе и ул. Бирюзова, улица, связывающая Куйбышевское шоссе и автодорогу на Ряжск;

  • формирование широтной магистрали, обеспечивающей связи Московского, Железнодорожного и Октябрьского районов между собой в обход центра по улицам Крупской, Островского, Братиславской, Телевизионной;

  • строительство во всех районах города улиц, дублирующих основные магистральные направления;

  • расширение параметров основных магистральных улиц;

  • организация пересечений улиц в наиболее напряженных узлах с саморегулируемым движением транспорта и в разных уровнях (Южная окружная дорога с Куйбышевским шоссе и ул. Черновицкой и др.);

  • организация пересечений магистральных улиц с основными железнодорожными линиями в разных уровнях;

  • развитие городского пассажирского транспорта, в т.ч. электротранспорта;

  • организация хранения индивидуального автотранспорта с размещением в специализированных коммунальных гаражных зонах, с организацией проездов автотранспорта вне жилых территорий.

В проекте предусмотрена поэтапная рекультивация городской свалки, свалки промотходов, что также должно способствовать снижению загрязнения воздушного бассейна города.

Во вновь разрабатываемых проектах ПДВ предприятий - загрязнителей должны быть разработаны соответствующие природоохранные мероприятия. Это, прежде всего, касается Рязанского завода химических волокон, выбрасывающего в атмосферу в недопустимо большом количестве сероводород и сероуглерод.

Дальнейшего сокращения требуют выбросы вредных веществ (ксилола, фенола, бензола) в атмосферу от РНПЗ. Необходимо также сократить выбросы бензола от источников ОАО "Верхневолжскнефтепродукт" и твердых соединений от предприятий: "ЖБИ-2", "Рязаньавтодор", "Керамзит" и др.

В случае невозможности снижения выбросов от РНПЗ, Завода химических волокон, "Верхневолжскнефтепродукт" и других, Генеральным планом предусмотрено расселение прилегающих жилых районов.

В целях улучшения качества воздушного бассейна селитебных районов северной и центральной части города Генеральным планом рекомендуется вынести или перепрофилировать на экологически безопасные производства ряд предприятий, расположенных вблизи селитебной застройки, в том числе Шпалопропиточный завод, АООТ Рязанский Мясокомбинат, АОЗТ Кирпичный завод, АООТ Загородный спиртзавод, Рязанский завод плавленых сыров, всего порядка 35 объектов.

Нецелесообразно увеличение объемов производства на территории предприятий, расположенных внутри жилой застройки центральной части города. К ним относятся: "Радиозавод", промплощадка бывшего завода электронных приборов, "Рязсельмаш", приборный завод, КБ "Глобус".

На освобождающихся производственных территориях предполагается приоритетное размещение научно-производственных, деловых, торговых объектов, рекультивация, благоустройство и озеленение.

Ликвидация источников может быть проведена путем полного перепрофилирования на экологически безопасное производство или выноса вредного производства на другую площадку.

Генеральным планом предусмотрены площадки размещения 3-х дополнительных постов ЦГМС для развития системы мониторинга атмосферного воздуха.

Кроме того, ввиду высокой интенсивности движения автотранспорта на автомагистралях города, необходим дополнительный контроль за загрязнением атмосферы в районах расположения улиц с наиболее интенсивным движением с помощью передвижных постов наблюдения.

Использование и охрана водных ресурсов

Значительные ресурсы поверхностных вод могут обеспечить любое водопотребление, однако, серьезное экологическое воздействие, испытываемое р. Окой на протяжении практически всей длины до г. Рязани, снижает надежность р. Оки как источника централизованного водоснабжения.

Из-за значительного загрязнения окской воды принципиальным решением вопроса обеспечения населения питьевой водой соответствующего качества и количества является поэтапный переход на питьевое водоснабжения из подземных водоисточников.

Проблема охраны и рационального использования водных ресурсов носит комплексный характер, ее решение тесно связано с реконструкцией и совершенствованием системы водоснабжения и канализации города.

Основными мероприятиями по рациональному использованию и охране водных ресурсов являются:

  • установление лимитов водопользования для всех водопотребителей; недопущение самовольного водопользования;

  • для всех водозаборов города необходима организация зон санитарной охраны (ЗСО) 2 и 3 поясов, в соответствии с нормативными требованиями;

  • постепенный перевод хозпитьевого водоснабжения на подземные воды;

  • совершенствование водохозяйственного баланса с последовательным сокращением удельных расходов воды на хозяйственно-питьевые нужды, сокращение использования питьевой воды на производственные нужды, введение оборотных систем водоснабжения на промпредприятиях, с проведением анкетирования с целью выявления возможности и количества технологической воды;

  • внедрение новых технологий при строительстве, например, бестраншейная прокладка трубопроводов;

  • установка на сетях датчиков, регистрирующих утечки и разрывы труб;

  • установка счетчиков для водопользователей с оплатой по фактическому потреблению;

  • централизация городского управления по строительству и эксплуатации объектов водоснабжения и канализации;

  • обеспечение отвода всех коммунально-бытовых сточных вод на единые очистные сооружения Нефтеперерабатывающего завода (КОС) по самотечной системе канализации путем реконструкции и строительства коллекторов и канализационных насосных станций (КНС), установки резервных насосов на КНС и подключения к двум независимым источникам энергоснабжения, что исключает аварийные сбросы и возможность переполнения сетей. Строительство напорных трубопроводов предусматривается в две нитки с выделением ремонтных участков;

  • внедрение АСУ канализационного хозяйства с установкой датчиков на сетях, регистрирующих утечки и переполнение колодцев;

  • снижение роста объемов водоотведения за счет сокращения водопотребления, для уменьшения экологического риска при эксплуатации и удешевления услуг городского хозяйства;

  • обеспечение действенной очистки производственных стоков с соблюдением установленных ПДС загрязняющих веществ на сброс в водоемы путем строительства очистных сооружений для предприятий, где их нет и совершенствования очистки на имеющихся очистных сооружениях;

  • обеспечение действенной локальной очистки производственных стоков перед выпуском их в городскую канализацию в соответствии с существующими нормативными требованиями;

  • обеспечение действенного контроля за содержанием загрязняющих веществ в сточных водах перед сбросом их в водоемы и горканализацию;

  • разработка проектов и установление водоохранных зон и прибрежных полос с соблюдением необходимого режима землепользования на их территориях.

Эколого-градостроительные мероприятия

В проекте определены основные эколого-градостроительные параметры развития г. Рязани:

1. Ограничение дальнейшего территориального развития промышленных узлов, рациональная организация существующих производственно-коммунальных территорий.

Определены направления реорганизации промышленных районов и локальных производственных зон:

  • Предприятия Южного промышленного района - технологическая модернизация предприятий со снижением воздействия на природную среду в общегородском масштабе.

  • Территория Канищевского промышленного района имеет территориальные резервы и свободные производственные мощности. Возможно уплотнение, размещение новых производственных, деловых объектов, не усугубляющих экологическую нагрузку на природную среду.

  • Территории промышленных районов Лесок, Дашково-Песочнинский, Приокский - сохранение сложившегося функционального использования. Реализация комплекса атмосфероохранных мероприятий, заложенных в проектах ПДВ предприятий.

  • Реорганизация территорий с понижением классов санитарной вредности предусмотрена для промышленного района Юго-Западный, промрайона по Куйбышевскому шоссе, групп предприятий Центрального промышленного района. Для предприятий необходимо проведение модернизации производств, направленной на снижение вредного экологического воздействия.

  • Замещение вредных производств на экологически безопасные места приложения труда. Сокращение производственных территорий. Предусмотрено для предприятий Центрального промрайона, Мервинского промрайона, локальных производственных зон - Шпалопропиточного завода. В перспективе по планировочным условиям здесь должно быть экологически чистое, наукоемкое производство, приоритетное развитие деловых, обслуживающих функций.

Для групп промышленных предприятий и промышленных районов города должны быть разработаны единые проекты санитарно-защитных зон с установлением единой санитарно-защитной зоны с учетом суммарных выбросов всех источников.

2. Запрещение размещения на территории города новых предприятий 1-3 классов санитарной вредности.

3. Приоритетное решение проблемы ликвидации источников экологической вредности на предприятиях, расположенных вблизи жилых районов.

4. Приоритетное проведение мероприятий по модернизации, перепрофилированию производств с ориентацией на развитие экологически безопасных технологий.

5. Приоритетное развитие производств высоких технологий, наукоемких производств.

6. Внедрение новых форм природопользования с учетом экологических требований.

7. Приоритетное развитие транспортной инфраструктуры с целью улучшения экологической ситуации и недопущения увеличения загрязнения от автотранспорта при росте его парка.

8. Повышение надежности и модернизация инженерных систем, введение ресурсосберегающих технологий.

9. Приоритетное решение вопросов обеспечения нормативного качества питьевого водоснабжения.

В проекте определены инженерные объекты, требующие технологической модернизации - для электроподстанций требуется разработка эффективных мероприятий по снижению шумового воздействия. Подстанция "Ямская" должна быть реконструирована.

Котельные РМПТС-1 и РМПТС-2 на 1 очередь подлежат реконструкции. Предусмотрена модернизация котлоагрегатов на теплоисточниках, замена или наращивание дымовых труб. На расчетный срок предлагается вынести котельные за пределы жилой застройки (в район Птицефабрики "Рязанский бройлер").

10. Принципиальным для развития города является решение о ликвидации аэродрома "Дягилево".

11. Проектом предусмотрено поэтапное расселение п. Строитель, Качево, Мордасово. Со стороны Южного промышленного района проектируется защитная зеленая зона.

12. В соответствии с разработанными в городе и области решениями по развитию системы удаления и переработки бытовых и промышленных отходов с городских территорий в проекте предусмотрены следующие мероприятия:

  • поэтапная реконструкция и рекультивация городской свалки;

  • рекультивация свалки токсичных промышленных отходов;

  • завершение строительства мусоросортировочной станции;

  • строительство полигона токсичных промышленных отходов;

  • строительство усовершенствованного полигона ТБО;

  • строительство мусороперерабатывающего завода;

  • ликвидация несанкционированных свалок;

  • развитие межотраслевой системы переработки промышленных отходов.

Решение экологических проблем города включает комплекс мероприятий по развитию и реконструкции инженерной инфраструктуры, решение проблем инженерной защиты и благоустройства территории. Подробно эти мероприятия рассмотрены в соответствующих разделах проекта.

5.6. Развитие транспортной инфраструктуры

Решение проблем развития транспортной инфраструктуры Рязани - одна из приоритетных задач, определяющих возможность активизации экономических, культурных связей города и улучшение качества жизни.

Анализ современных тенденций и проблем развития транспортной инфраструктуры указывает на то, что транспортные проблемы приняли системный характер и требуют комплексного подхода к их решению.

Проектные предложения по развитию городских путей сообщения и транспорта на стадии Генерального плана учитывают комплекс факторов: статус города - центра области; новые автодорожные "коридоры" российского значения; интенсивный рост автомобилизации; экологическое воздействие автотранспорта; преемственность решений, намеченных Генеральным планом 1985 г. и направлены на организацию единой системы магистральных улиц и дорог, способной обеспечить надежность транспортных связей как внутри основного городского ядра, так и с новыми площадками и внешними автодорогами.

Внешний транспорт. Одной из главных предпосылок социально-экономического и градостроительного развития Рязани является совершенствование внешнего транспортного комплекса, включающего в себя железнодорожный, автомобильный и воздушный виды транспорта.

Мероприятия по совершенствованию и развитию внешнего транспорта предложены в Генеральном плане с учетом федеральных, региональных и республиканских программ. Проектные предложения предусматривают усиление внешних транспортных связей г. Рязани с другими регионами РФ путем развития всех видов внешнего транспорта, и направлены на решение существующих транспортных проблем города, поддержание устойчивости, совершенствования имеющихся объектов и сетей внешнего транспорта, улучшения экологического состояния городской среды.

Внешний транспорт представлен, практически, всеми видами - железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным.

Проходящие через г. Рязань железнодорожные магистрали Москва-Рязань-Самара, Москва-Рязань-Мичуринск-Ростов связывают центральные районы страны с Приволжским, Сибирским, Северо-Кавказским регионами. Кроме того, построен двухпутный обход города Рязани от ст. Дягилево до поста 205км, позволяющий пропускать часть транзитных грузовых потоков в обход города. Все железнодорожные линии электрифицированы. Участок железнодорожной магистрали Москва-Рязань-Самара включен в состав международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг".

На территории города расположено большое количество подъездных путей. Пересечения железнодорожных линий с улично-дорожной сетью решены как в одном, так и в разных уровнях. На пересечениях расположено 22 железнодорожных переезда общего пользования и 11 путепроводов. Ряд переездов в одном уровне уже в настоящее время по размерам движения требуют строительства путепроводных развязок в разных уровнях: 208 км в п. Соколовка, 201 км в районе "Дашки-военные".

Развита и сеть автомобильных дорог, основу которой составляют федеральные автодороги Москва-Самара-Челябинск (а/д "Урал", М-5), Калуга-Тула-Михайлов-Рязань. Помимо федеральных автодорог важную роль играют территориальные дороги областного значения.

Эти автодороги связывают центральные районы страны с Приволжским, Сибирским, Северо-Кавказским регионами и населенными пунктами Рязанской области. В соответствии с национальной программой совершенствования и развития сети автомобильных дорог России на период до 2010 г. "Дороги России XXI века" автодорога "Урал" включена в состав Российского широтного (запад - восток) транспортного коридора.

Автобусные сообщения - пригородные и междугородние осуществляются с Центрального и Приокского автовокзалов; сеть автобусных маршрутов достаточна развита: 16 междугородних, 18 внутриобластных, 50 пригородных, однако вместимость указанных автовокзалов недостаточна.

Сообщение водным транспортом осуществляется по р. Оке. Город Рязань водными маршрутами связан с Москвой и населенными пунктами Рязанской области.

Рязанский речной порт, расположен на р. Трубеж на ул. Лесопарковой. Речные перевозки по р. Оке осуществляют три предприятия ЗАО "Речной порт", ООО "Порт Рязань" и "Окская судоходная компания". Грузовые перевозки осуществляют от причала, расположенного на реке Оке в Борках, пассажирские - от пристани в лесопарковой зоне.

Аэропорт гражданской авиации находится в Турлатово, в 11 км от центра города. Аэропорт "Турлатово" в настоящее время регулярных полетов не совершает.

Анализ современного состояния уровня внешней транспортной сети позволяет сделать следующие выводы:

1. Пропускная способность федеральных дорог "Урал", Калуга-Михайлов-Рязань на отдельных участках не отвечает современной интенсивности движения;

2. Пересечения автодороги "Урал" (I - II технической категории) с другими автодорогами осуществляется, в основном, в одном уровне;

3. Существующий обход г. Рязани проходит в границах города через застроенные территории, фактически являясь общегородской магистралью, по которой проходят маршруты городского пассажирского автотранспорта; Магистральная улично-дорожная сеть, городской транспорт Магистральная улично-дорожная сеть

4. Элементы поперечного профиля отдельных участков автодорог не соответствуют технической категории, увеличился износ проезжих частей автодорог из-за роста интенсивности движения и грузоподъемности транспортных средств.

5. Для обслуживания пассажирских и грузовых перевозок речным транспортом в городе не хватает оборудованных причалов. Территория для отстоя и ремонта речных судов расположена в центральной исторической зоне.

6. Размещение аэропорта "Дягилево" в непосредственной близости от города создает повышенную шумовую нагрузку в жилых зонах.

Проектные предложения предусматривают развитие всех видов внешнего транспорта и направлены на устранение указанных проблем.

Основные проектные решения Генерального плана:

1) Поэтапное обновление и модернизация основных объектов железнодорожного транспорта в соответствии с ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010годы)".

2) Строительство 8 путепроводов через железнодорожные линии.

3) Использование на перспективу существующих железнодорожных путей для внутригородских пассажирских перевозок.

4) Реконструкция федеральных автодорог по параметрам соответствующим технической категории с организацией пересечений с улично-дорожной сетью в разных уровнях.

5) Строительство на расчётный срок нового участка автодороги "Урал" в обход города по параметрам I-б технической категории.

6) Строительство автовокзала по ул. Есенина и автостанции в п. Строитель на выездах из города. Это позволит исключить движение пригородных автобусов с центральных улиц.

7) Строительство пассажирского причала на р. Трубеж в районе Кремля и причала в комплексе с речным вокзалом на р. Оке в лесопарковой зоне. Реконструкция и строительство причалов для грузовых перевозок и для отстоя и ремонта судов.

8) В целях исключения вредного воздействия авиационного шума от аэродрома "Дягилево" на окружающую застройку предусматривается на перспективу вынос аэродрома за пределы городской застройки.

Магистральная улично-дорожная сеть, городской транспорт

Магистральная улично-дорожная сеть

Формирование современной транспортной инфраструктуры города Рязани связано с рядом градостроительных особенностей его развития: вытянутость вдоль железнодорожной магистрали Москва - Самара, местоположение исторического центра, большое количество жилых образований, расчлененных естественными и искусственными преградами, прохождение трассы автодороги федерального значения Москва-Самара-Челябинск в границах городской черты.

Основу магистральной сети города составляют магистрали радиального направления - Московское шоссе, Михайловское шоссе, улицы Черновицкая - Гагарина, Куйбышевское шоссе - ул. Циалковского, ул. Есенина, и два широтных магистральных направления - Московское шоссе - Первомайский пр. - ул. Астраханская - ул. Циалковского - ул. Новая и Касимовское шоссе - ул. Грибоедова - ул. Каширина - Северная обходная дорога - ул. Космонавтов обеспечивающие взаимосвязь всех функциональных зон: производственные, жилые, общественные центры, выходы на внешние направления.

На этих улицах концентрируются значительные потоки пассажирского и грузового транспорта, которые затем неизбежно попадают в центральную часть города.

Пропускная способность большинства магистральных улиц - Первомайского просп., Гагарина, Каширина, Халтурина, Северной окружной дороги, Михайловского шоссе и ряда других улиц исчерпана, не соответствует современной интенсивности движения автотранспорта на них. Необходимость принятия планировочных и конструктивных решений по разгрузке магистральной сети требуется уже в настоящее время.

На пересечении улиц и дорог с реками, оврагами и железнодорожными линиями в пределах городских территорий насчитывается 25 капитальных автотранспортных искусственных сооружения. В том числе: 11 мостов и 14 путепроводов, из них 12 через железнодорожные пути и 2 - в составе автотранспортных развязок.

Анализ современного состояния городских путей сообщения позволяет сделать следующие выводы. Магистральная система города в настоящее время работает в напряженном режиме в связи с резким ростом количества легковых автомобилей. Особенно тяжелое положение сложилось в центральной части города. Сложившаяся сеть городских магистралей не обеспечивает надежности транспортных связей между отдельными районами, территориально расчлененными естественными и искусственными преградами. Перегруженность магистралей автотранспортом приводит к снижению пропускной способности улиц, задержкам и заторам на перекрестках, увеличению затрат времени на передвижения, ухудшению шумовой и экологической обстановки в городе.

Основные проектные предложения по развитию магистральной улично-дорожной сети:

  • Создание полноценных широтных магистральных направлений на севере и юге, дублирующих основные направления, с целью обеспечения транспортных связей районов города в обход центра, сокращения затрат времени на передвижения пассажиров и грузов; вывод автотранспорта из исторического центра, в том числе грузового.

  • Строительство и реконструкция автотранспортных искусственных сооружений и транспортных развязок в разных уровнях, реконструкция существующих магистралей для увеличения пропускной способности наиболее нагруженных участков магистральных сети.

  • Создание магистральной сети на вновь осваиваемых городских территориях органически связанной с существующей сетью.

  • Расширение транспортных связей отдельных территорий с местами приложения труда, центрами социальной активности.

  • Выделение системы магистралей для пропуска основных потоков грузового транспорта, в основном вне селитебных территорий.

  • Дифференциация улично-дорожной сети с целью установления параметров поперечного профиля магистральной сети, в том числе улиц в центре города.

  • Организация на перспективу магистралей с непрерывным движением транспорта: Куйбышевское шоссе - ул. Халтурина - ул. Железнодорожная - ул. Вокзальная - Московское шоссе и ул. Яблочковой - ул. Зубковой - Касимовское шоссе.

Предлагаемая структура магистральной сети с дублирующими связями как широтного так и меридионального направлений, дополнительными выходами на внешние автодороги обеспечит надежность транспортных связей между городскими районами, снимет значительную часть нагрузки с существующей магистральной сети. В результате проектных мероприятий протяженность магистральной улично-дорожной сети возрастет на 30 %, значительно увеличится количество транспортных искусственных сооружений.

Мероприятия по выводу грузового движения из зоны центра и жилых зон, дифференциации магистральной уличной сети, строительству дублирующих магистралей, путепроводов через железнодорожные линии, пересечений в разных уровнях, реконструкции улиц и путепроводов позволят уменьшить масштабы негативного воздействия транспорта на состояние окружающей среды.

Городской транспорт

В настоящее время внутригородские пассажирские перевозки г. Рязани обслуживаются, в основном, троллейбусом и автобусом, а также легковым и трамвайным транспортом.

Практически отсутствует сеть городского общественного пассажирского транспорта в районах "Недостоево", "Семчино", "Дягилево" и в районе "Лесок", что свидетельствует о неудобстве пользования массовым пассажирским транспортом в связи с достаточно большой величиной подходов до остановочных пунктов. Кроме того, район Солотча не связан городским пассажирским транспортом с основной территорией города.

В городе действуют 18 троллейбусных маршрутов и 21 автобусный маршрут. Трамвайный транспорт обслуживает внутригородские пассажирские перевозки на связях с Южным промузлом. Во внутригородских автобусных перевозках участвуют также маршрутные такси и коммерческие автобусы.

Количество автотранспорта в городе значительно выросло за последние годы, в особенность это относится к индивидуальным транспортным средствам.

Для улучшения транспортного обслуживания проектом предлагается система мероприятий по развитию сетей массового пассажирского транспорта, которая должна обеспечить потребности жителей в поездках с наименьшими затратами времени и достаточным комфортом - автобуса, троллейбуса и трамвая.

Построение схем городского транспорта базировалось на расчетных пассажиропотоках в соответствии с намеченным территориальным развитием города.

Основные проектные решения Генерального плана по развитию транспортного обслуживания:

  • Развитие сети массового общественного транспорта в районах существующей застройки с низким уровнем транспортного обслуживания, в районе Солотчи и на вновь осваиваемых территориях.

  • Снижение негативного воздействия транспорта на окружающую среду.

  • Использование существующих железнодорожных путей на перспективу для внутригородских пассажирских перевозок.

  • Строительство многоэтажных гаражей (наземных и подземных) для хранения индивидуальных средств автомототранспорта в целях экономии городской территории и улучшения экологического состояния городской среды.

В результате проектных мероприятий возрастет сеть общественного транспорта:

  • протяжение троллейбусных линий составит 90 км, вместо 65 км;

  • линий городского автобуса, не включая автобусные линии в Солотчу 180 км, вместо 115 км.

Предусматривается организация хранения и парковки легковых автомобилей с учетом повышения уровня автомобилизации населения к расчетному сроку Генерального плана до 300 личных машин на 1000 жителей.

Основные мероприятия Генерального плана Рязани по развитию транспортной инфраструктуры представлены на соответствующих схемах и в электронных материалах проекта.

5.7. Развитие инженерной инфраструктур

5.7.1. Водоснабжение

В настоящее время источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Рязани являются поверхностные воды р. Оки и подземные воды Окского, Каширского и Подольского водоносных горизонтов.

В магистральные водопроводные сети города вода поступает от поверхностных водозаборов (Борковского, Окского, Соколовского), подземных водозаборов (Луковского, Павловского и др.). Фактическая подача воды питьевого качества составляет 221,4 тысяч м3/сут. (78% от поверхностных водозаборов, 22% от подземных водозаборов), реализация потребителям - 175,6 тысяч м3/сут., разница в 70 тысяч м3/сут. (~30%) составляют утечки и неучтенные расходы. Часть населения пользуется водой из водозаборных колонок, находящихся в основном, в районах малоэтажной застройки.

Потребление воды:

  • Населением148 тысяч м3/сут. " Коммунально-бытовыми предприятиями 9 тысяч м3 /сут.

  • Промышленными предприятиями 18,6 тысяч м3 /сут.

Источником производственного водоснабжения промышленных предприятий являются поверхностные воды р. Оки и частично подземные воды.

Строительство сетей и сооружений водоснабжения ведется по проектам института "Гипрокоммунводоканал" Москва.

Система водоснабжения города объединенная - хозяйственно-питьевая, противопожарная. Схема водоснабжения 2-х зонная. Нижняя зона - территория города с абсолютными отметками 100-130 м, верхняя зона - 130-160 м районы Мирный и Соколовка, расположенные на отметках 170-175-м выделяются в зону подкачки (н.ст. "Росгалантерея").

Противопожарные запасы воды хранятся в резервуарах чистой воды, размещенных на водозаборных узлах при насосных станциях II подъема.

Одной из наиболее острых является проблема изношенности городских сетей. Третья часть всех сетей водоснабжения имеют 100% износ.

Потребности в воде питьевого качества на расчетный срок приведены в таблице № 1 по двум вариантам. По первому варианту приняты нормы водопотребления в соответствии со СНиП 2.04.02-84*, по второму снижены на 30% нормы (соответственно числитель и знаменатель). При выполнении комплекса мероприятий, а именно: реконструкция водопроводных сетей, замена арматуры и санитарно-технического оборудования, установка оборудования и др., возможно снижение удельной нормы водопотребления порядка 30%.

Расход воды на нужды промпредприятий принят по существующему потреблению из условия внедрения водосберегающих и оборотных систем на предприятиях.

Вода р. Оки служит основным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Рязани. Качество воды не соответствует нормативам, устанавливаемым к источникам водоснабжения, вода загрязнена.

Суммарные расходы воды питьевого качества

Наименование

потребителей

Среднесуточный

расход воды

тыс. м3 /сут.

Максимальный

суточный расход воды

тыс. м3 /сут.

Население:
Октябрьский округ 48,1

33,7

58,0

40,6

Советский округ 26,1

18,3

31,3

22,0

Железнодорожный округ 39,0

27,3

46,9

32,6

Московский округ 56,5

39,5

67,8

47,4

Неучтенные расходы 10% 17,0

11,9

20,4

14,3

Итого: 186,9

130,8

2243

157,0

Поливочные нужды 36,9 36,9
Промышленные предприятия 20,5 20,5
Всего: 244,3

188,2

282,1

214,0

В связи с тем, что подземные воды значительно выше по качеству, необходимо на перспективу использовать их для хозяйственно-питьевого водоснабжения в городе. Утвержденные запасы подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Рязани составляют на сегодня 200 тысяч м3/сут., необходима доразведка воды до проектных потребностей. Учитывая большие потери воды в системе водоснабжения, ее техническое состояние, первоочередными мерами являются:

  • реконструкция и строительство систем и сооружений водопровода;

  • обеспечение нормативных зон санитарной охраны городских водозаборов;

  • прекращение сброса неочищенных стоков в поверхностные водоемы;

  • разработка обоснования рациональной схемы развития и реконструкции системы водоснабжения города и водозаборов;

  • инвентаризация городских и ведомственных скважин;

  • переоценка эксплуатационных запасов подземных вод и обоснование перехода обеспечения населения города питьевой водой из подземных источников до 80%;

  • создание гидравлической модели водопотребления;

  • совершенствование технологии очистки воды из поверхностных источников;

  • строительство магистральных водоводов от Павловской и Борковской насосных станций в город;

  • строительство новых насосных станций в местах перспективной застройки;

  • реконструкция магистральных водопроводных сетей центральной части города с учетом существующей и перспективной (реконструкции) застройки;

  • строительство водовода от насосной станции 1-го подъема Окской очистной водопроводной станции до Соколовской ОВС;

  • строительство водовода от Михайловского шоссе до микрорайона № 4 Московского шоссе;

  • строительство водовода от Соколовской ОВС до поселка Южный;

  • строительство станции обезжелезивания на Парковой насосной станции;

  • проведение комплекса мероприятий по уменьшению водопотребления, установка на водопроводных насосных станциях частотно-регулируемых приводов.

5.7.2. Канализация.

Существующая система водоотведения города централизованная, полная, раздельная, по которой собираются и подаются хозяйственно-бытовые стоки в объеме 220 тысяч м3 /сут. на единые очистные сооружения (КОС) Рязанского нефтеперерабатывающего завода. После очистки стоки сбрасываются в р. Оку.

Общая протяженность канализационных сетей составляет 542 км.; стоки перекачивают 23 КНС производительностью от 20 до 195 тысяч м3/сут.

Перекачка стоков в средние сутки - 195,4 тысяч м3/сут. в т.ч. на очистные сооружения:

  • от населения 158,8 тысяч м3 /сут. " от коммунально-бытовых предприятий 12,4 тысяч м3

    /сут.
  • от промышленных предприятий 24,1тысяч м3 /сут.

Без очистки сбрасывается в водоемы 8, 4 тысяч м3/сут.

На очистных сооружениях ОАО "Рязанский нефтеперерабатывающий завод" производительностью 320 тысяч м3 /сут., проходят физико-механическую и полную биологическую очистку сточные воды ОАО "РНПЗ", города, промышленных предприятий Южного промрайона.

Техническое состояние общегородских канализационных коллекторов и насосных станций не позволяет направлять полностью стоки на очистные сооружения и часть их в объеме 8,4тысяч м3/сут. сбрасывается в р. Павловку.

Канализационные сети и сооружения в городе строятся по проектам института "Гипрокоммунводоканал" Москва. Проектные расходы стоков определены также как и расходы воды по двум вариантам.

Суммарные расходы хозяйственно-бытовых стоков

Наименование потребителей Среднесуточный расходы стоков, тыс.м3/сут. Максимальный расходы стоков, тыс.м3/сут.
1. Население,
Железнодорожный округ 39,0

27,3

46,8

32,7

Московский округ 56,5

39,5

67,8

47,4

Октябрьский округ 48,3

33,8

58,0

40,6

Советский округ и Солотча 26,1

18,3

31,3

22,0

Итого: 169,9

118,9

203,9

142,7

2. Неучтенные расходы 5% 8,5

6,0

10,2

7,2

Всего: 178,4

124,9

214,1

149,9

3. Промышленные предприятия 26,6 26,6
Всего по городу: 205,0

151,5

240,7

176,5

В числителе - расходы стоков, определенных по нормам СНиП.В знаменателе - расходы стоков при пониженных нормах водоотведения

Мощности КОС достаточно для приема стоков города, однако техническое состояние общегородских коллекторов канализаций и насосных станций не позволяет полностью направлять канализационные стоки на очистные сооружения.

Для нормализации водоотведения города необходимо форсировать строительство следующих объектов:

  • шнековой насосной станции;

  • коллектора d=1600 мм от проезда Речников до шнековой КНС;

  • КНС №9 производительностью 95 тыс. м3/сут с напорными коллекторами 2d=800 мм до проезда Речников;

  • западного коллектора d=1200 мм;

  • завершение строительства тоннельной части Западного коллектора d=2000 мм.

Основные мероприятия развития системы канализации:

  • cтроительство канализационных коллекторов от перспективной застройки;

  • cтроительство второй линии канализационного коллектора от КНС-3 до КНС-9 (дублирующую);

  • cтроительство второй линии канализационного коллектора от КНС 3 до КНС 4;

  • cтроительство КНС 9 с напорными трубопроводами до проезда Речников;

  • строительство канализационного коллектора от КНС 4 до КОС;

  • реконструкции КНС 4, КНС 10, КНС 3 с заменой оборудования;

  • реконструкции 4 блока КОС;

  • завершение строительства тоннельного коллектора от района Недостоево до Канищево;

  • разработка ТЭО реконструкции и расширения верхнего бассейна системы канализования, с рассмотрением возможности выноса КНС-3 и КНС-4 за пределы центральной части города и двух вариантов развития КОС:

  1. 1вариант - строительство новых очистных сооружений;

  2. 2 вариант - реконструкция существующих очистных сооружений.

5.7.3. Теплоснабжение

Стратегия развития системы теплоснабжения города включает в себя как долгосрочные постоянные мероприятия, так и первоочередные.

С учетом расположения новых пятен застройки, этажности, характера строительства, исключительной актуальности для города проблемы теплоснабжения, а также в увязке с основной энергосберегающей политикой города предполагается многовариантная модель развития теплоснабжения города.

Предполагаемая Генеральным планом модель включает в себя:

1) Использование существующей системы централизованного теплоснабжения, при ее техническом перевооружении, имеющей неоспоримые достоинства (обеспечивает лучшие санитарно-гигиенические условия жилищ, сокращает затраты труда на обслуживание теплогенерирующих установок, позволяет наиболее успешно решать проблемы экономии топлива и охраны окружающей среды)

В условиях сложившихся тепловых зон от Дягилевской ТЭЦ и Ново-рязанской ТЭЦ представляется целесообразным максимально возможное обеспечение централизованным теплоснабжением Московского округа (в т.ч. Недостоево, Семчино, Канищево) - от Дягилевской ТЭЦ; части округов Железнодорожного, Октябрьского и Советского (в т.ч. районы Голенчино, ул. Новоселов, 101-й кв-л, ул. Новая, ул. Некрасова, Лыбедский бульвар, Полонского, Горроща) - от Ново-Рязанской ТЭЦ

2) при отсутствии технической возможности подключения городских объектов к системе центрального теплоснабжения выбирается вариант на основе технико-экономического обоснования с учетом приемлемых экологических показателей теплоисточников

3) Нецелесообразность крупных капвложений в строительство альтернативных энергоисточников (котельных, мини-ТЭЦ) при наличии резервов теплогенерирующих мощностей на городских ТЭЦ, способных обеспечить экономичное и надежное теплоснабжение. В частности, это касается центральной части города, а также, районов ДПР, Карцево, Октябрьского округа, Кальное, Зиловская бровка, Галенчино, застроек по ул. Затинная, Есенина

4) Закрытие ряда подвальных котельных и котельных со значительным физическим и моральным износом с переводом их нагрузки на систему центрального теплоснабжения от Дягилевской и Ново-Рязанской ТЭЦ (по зонам теплоснабжения)

5) Разработка мероприятий по ликвидации открытой схемы горячего водоснабжения в районе Горрощи и Московского шоссе с переводом в закрытую схему( принятой в остальной части города), как наиболее оптимальной по условиям санитарно-гигиенических требований

6) Разработка комплекса организационно-технических мероприятий для обеспечения перерывов горячего водоснабжения потребителей в период проведения ремонтной компании не более 15 сут. ( СНиП № 4723-88)

7) Строительство новых генерирующих мощностей на действующих ТЭЦ с использованием современных технологий, что в комплексе с развитием системы централизованного теплоснабжения города, за счет комбинированной выработки тепла и электроэнергии, позволит повысить надежность электро и теплоснабжения потребителей, обеспечить развитие промышленности и социальной сферы г. Рязани, сдерживание роста тарифов на электрическую и тепловую энергию

8) Проведение комплекса мероприятий на источниках тепла для обеспечения нормируемых показателей вредных выбросов с целью защиты воздушного бассейна селитебной зоны. На 1 очередь к таким мероприятиям относятся модернизация котлоагрегатов на теплоисточниках РМПТС 1, 2, 2а, 3 по Тракторному проезду; замена или наращивание дымовых труб до 75м. или централизованное теплоснабжение от Дягилевской ТЭЦ

9) Использование для теплоснабжения микрорайона Московское шоссе закольцованных котельных №1, 2, 2а, 3 и котельной по ул. Юбилейной для обеспечения надёжности и ремонтопригодности источников

10) Техническое перевооружение систем транспортирования и распределения тепловой энергии (применение для вновь прокладываемых и реконструируемых теплопроводов пенополиуретановой изоляции - ППУ по технологии "труба в трубе"

11) Повсеместное внедрение приборов и средств учёта и контроля расхода тепловой энергии и топлива

12) Оборудование центральных тепловых пунктов требует поэтапной полной замены

13) Для снижения себестоимости тепловой энергии необходима диспетчеризация ЦТП

14) Выдача заданий на проектирование и выдача технических условий, теплоснабжение осуществляется комплексно по районам (кварталам) застройки. При этом проектирование системы теплоснабжения и выдача технических условий для строительства отдельных домов, данные основываются на ранее утвержденных схемах теплоснабжения районов (кварталов) в целом.

Суммарные потребности тепла по городу в целом и по районам

п./п

Административный

округ

Ед. изм. Существ.

застройка

Новое строит-во Итого
1. Железнодорожный МВт 395 61,0 (32) 456,0
2. Советский, Солотча -“- 242 70,5 (29,6) 312,5
3. Московский -“- 505 118,5 (39,9) 623,5
4. Октябрьский -“- 385 138,2(26,6) 523,2
Всего 1527 388,2 1915,2
Всего (гкал/час) - 1651

Указанные в настоящем разделе принципы должны быть учтены при разработке перспективной схемы теплоснабжения города.

5.7.4. Газоснабжение

Газоснабжение города осуществляется сетевым природным газом, поступающим по магистральному отводу Коломна-Рязань. Теплота сгорания газа - 34 МГдж/м3, объёмный вес - 0,73 кг/ м3.

Направления использования газа:

  • промпредприятия;

  • хозяйственно-бытовые нужды населения (приготовление пищи и горячей воды);

  • технологические и санитарно-технические потребности коммунально-бытовых предприятий;

  • энергоноситель (топливо) для источников теплоты.

Система распределения газа по давлению осуществляется по 3-х ступенчатой схеме от 2-х газораспределительных станций - ГРС-1 и ГРС-2.

От ГРС газ транспортируется к головным газорегуляторным пунктам (ГГРП) и крупным промышленным потребителям по газопроводам высокого давления до 1,2 МПа.

Расход газа, по данным письма ОАО "Рязаньгоргаз" от 13.07.2000г. №134/3, составляет - 1,48 млн. м3/час (в том числе на промпредприятия - 1,3 млн. м3/час, на население и источники - 0,18 млн. м3/час). Перспективное расширение системы газоснабжения города предопределяется динамикой развития всех категорий потребителей газа: промышленность, хозяйственно-бытовые нужды населения, энергоноситель (топливо) для источников теплоты.

Суммарные расходы газа по очередям строительства

№п/п Потребитель единицы изм. количество
1-я очередь Расчётный срок
1 Пищеприготовление тыс. м3/год 52500 53000
2 Предприятия бытового обслуживания населения - 2500 2700
3 Энергоноситель для теплоисточников - 850000 1070000
4 Промышленность* - 1300000 1350000
Всего млн. м3/год 2205 2475,7

*Расход тепла на промышленность принят примерно с 5-ти и 10-ти процентным увеличением по сравнению с существующим положением.

Потребность в развитии газовых сетей и сооружений определяется темпами ввода в строй новых строительных объектов и теплоисточников.

Для поддержания стабильной, надежной и безотказной работы развивающейся системы газоснабжения города проектом генерального плана предусматривается:

  • развитие газоснабжения города с подачей газа для нужд пищеприготовления в новые районы строительства, строительство ГРП и газовых сетей к ним;

  • в соответствии с новой концепцией развития теплоснабжения города, значительно расширить направление использования сетевого газа в качестве энергоносителя для квартальных, групповых и индивидуальных теплоисточников (для последних газ является единым энергоносителем для нужд пищеприготовления, отопления и горячего водоснабжения);

  • внедрение автоматизированных индивидуальных источников отопления и горячего водоснабжения на базе природного газа , что позволит значительно снизить капиталовложения по сравнению с централизованными системами теплоснабжения;

  • для обеспечения долговечности работы газопроводов особое внимание следует уделить защите стальных газопроводов от коррозии, вызываемой окружающей средой и блуждающими электрическими токами.

Необходимость разработки «Схемы газоснабжения» города специализированной организацией обусловлена и новыми концептуальными прогнозами по схеме размещения жилищно-коммунального сектора (ЖКС) до 2020 года.

5.7.5. Электроснабжение.

Электрическая нагрузка коммунально-бытовых потребителей города к 2020 году составит всего 328,7 МВт, в том числе нового строительства 81,5 МВт. Данные по электрическим нагрузкам города приведены в таблице.

п/п

Наименование потребителей Нагрузка, МВт
1 Коммунально-бытовые и прочие 328,7
2 Промышленные 404
3 Неучтенные нагрузки, потери в сетях и трансформаторах 37
Итого по городу:

с учетом коэффициента несовпадения максимумов нагрузок коммунально-бытовых и промышленных потребителей к=0,87 (табл.2.4.2 РД 34.20.185-94)

769,7

670

На расчетный срок покрытие электрических нагрузок потребителей города будет осуществляться от Новорязанской и Дягилевской ТЭЦ, а также Рязанской ГРЭС. Распределение электроэнергии по городским потребителям будет осуществляться по воздушным линиям 110 и 35 кВ через 24 существующих подстанций 110 и 35 кВ.

С развитием города развивается и его энергетика. Причем рост энергетики должен идти опережающими темпами, иначе она может оказаться сдерживающим фактором развития городского хозяйства. Одна из основных проблем энергетики городского хозяйства - старение оборудования, в частности трансформаторов. На подстанциях 110 кВ "Песочня", "Элеватор", "Центролит" и "Волокно" необходима замена устаревших трансформаторов.

Для обеспечения стабильного и надежного электроснабжения потребителей на городских ТЭЦ необходима реконструкция с заменой существующих турбогенераторов, практически выработавших свой ресурс, на новые с применением современных парогазовых технологий, а также необходимо создание еще одной связи с Рязанской энергосистемой - строительство второй опорной подстанции 220 кВ.

Новую опорную подстанцию 220 кВ предлагается разместить в районе Дягилево. Для подключения проектируемой ПС 220 кВ потребуется:: реконструкция одной из ВЛ-220 кВ, подходящих к ПС "Ямская"; строительство новой ВЛ-220 кВ от Рязанской ГРЭС или от ПС "Михайлов-500"; реконструкция сети 110 кВ г.Рязани. Всё это должно быть решено проектами, разработанным специализированными организациями на последующих стадиях проектирования.

Для повышения надежности электроснабжений потребителей и покрытия нагрузок нового строительства г. Рязани на расчетный срок реализации генерального плана также необходимо:

  • реконструировать ПС 110 кВ "Рязань" с заменой трансформаторов на более мощные, а в перспективе построить закрытую подстанцию с двумя трансформаторами по 63 МВА. Строительство новой закрытой ПС предполагается на месте ликвидируемого троллейбусного депо, расположенного в районе существующей ПС "Рязань". К закрытой ПС предполагается проложить кабельную линию 110 кВ;

  • реконструировать ПС 220/110 кВ "Ямская" и ВЛ-220 кВ "Рязанская ГРЭС - Ямская";

  • ПС-35 кВ "Южная", так как она питается по одной ВЛ-35 кВ и не обеспечивает надежное электроснабжение, запитать двумя кабельными линиями 35 кВ от ПС 110356 кВ "Факел", с заменой на ПС "Южная" трансформаторов 5,6 кВ на два трансформатора по 16 МВА;

  • для подключения потребителей строящегося микрорайона ДПР провести реконструкцию ПС 110 кВ "Песочная" с заменой трансформаторов 16 МВА на 25 МВА. Также для надежности электроснабжения этого района не исключается возможность строительства нового автономного муниципального источника электроэнергии и тепла;

  • на ПС 110 кВ "Элеватор" заменить трансформатор 6,3 МВА на 10 МВА, на ПС-35 кВ "Строитель" заменить трансформаторы 10 МВА, на 16 МВА, на ПС 110 кВ "Печатная" заменить трансформаторы 25МВА на 40 МВА;

  • установить на ДТЭЦ новый трансформатор связи 110 кВ и построить третью ВЛ-110 кВ до новой опорной ПС 220/110 кВ для связи с системой;

  • производить планомерную замену и модернизацию устаревшего оборудования на подстанциях 220, 110 и 35 кВ г.Рязани;

  • рядом с существующими ПС 110 кВ "Рязань" и 220/110 кВ "Ямская", имеющими шумовые зоны соответственно 225 м и 700 м, накрывающие частично близлежащую жилую застройку, необходимо создавать шумозащитные экраны для снижения уровня шума до допустимой величины;

  • генеральным планом также предлагается перевести ВЛ-110 кВ от ПС "Рязань" до ПС "Печатная" в кабельную линию и ВЛ-110 кВ, в районе Ситники перенести по новой трассе вне территории застройки;

  • электроснабжение потребителей существующей сохраняемой застройки города будет осуществляться по сложившейся существующей схеме;

  • cледует отметить необходимость обеспечения резервирования между питающими центрами - подстанциями 35-110 кВ города - на напряжении 6-10 кВ, что позволит обеспечить более надежное электроснабжение потребителей. Такие связи надо усилить между подстанциями "Дашки"-"Печатная", "Дашки"-"Южная", "Рязань"-"Разлив", "Элеватор"-"Печатная".

5.7.6. Связь

Вопрос развития средств связи и телекоммуникаций, систем передачи данных, развитие сетей "Интернет" и подвижной связи, предоставление населению различного набора услуг связи, являются одной из первостепенных задач городских властей.

По состоянию на 1.10.2000 г. в г. Рязани насчитывалось 128782 абонентов ГТС, включая ведомственные телефоны и таксофоны. Все абоненты включались в 17 АТС ОАО "Электросвязь" и 2 АТС АО "Интерсвязь-Сервис" и АОТК "Сотком".

На сети работают 4 декадношаговые АТС, 5 станций типа АТСКУ, остальные - электронного типа.

Телефонная плотность в городе на 100 жителей составляет 24,3 телефона, что составляет порядка 70% телефонизации потенциальных абонентов города. На 1.11.2000 г. в городе было 37845 неудовлетворенных заявлений на установку телефонов.

Проектом генерального плана на перспективу (2020 г.) увеличение численности жителей города не предусматривается, число жителей сохранится в районе 530 тысяч. С увеличением нормы жилой обеспеченности число жителей в существующей части города будет сокращаться, а значительная часть населения города (136 тысяч) будет проживать в районах нового строительства.

В связи с этим телефонная сеть города будет развиваться в двух направлениях: модернизация существующих АТС с заменой морально устаревшего оборудования на современное электронное и наращивание номерной емкости ГТС за счет ввода новых современных АТС и внедрения передовых телекоммутационных технологий.

При 100% телефонизации абонентов квартирного сектора емкость городской телефонной сети к концу расчетного срока (2020 г.) должна будет достигнуть 195 тысяч номеров, в том числе 50 тысяч номеров необходимо будет разместить в районах нового строительства. В целом увеличение емкости ГТС составит 65 тысяч номеров.

В районах, где намечается большой объем ввода жилья и объектов соцкультбыта предполагается открыть новые АТС емкостью 5-10 тысяч номеров (ДПР, Три богатыря, Канищево). В районах с небольшим числом населения и районах с низкой плотностью застройки, телефонизация может быть организована с помощью выносных подстанций.

Для реализации различных информационных программ, повышение надежности работы ГТС, решение корпоративных задач по обеспечению процессов и систем управления всех департаментов, комитетов и предприятий города совокупным комплексом современных телекоммуникационных средств телефонии, передачи данных, интернет-телеметрии, телевидения в городе должно быть создано волоконно-оптическое кольцо связи, а также получить развитие радиотелефонная сотовая связь.

5.7.7. Инженерная подготовка территории

Основные решения по инженерной подготовке территории разработаны в соответствии с проектными предложениями Генерального плана города и направлены на инженерно-техническое благоустройство территории, инженерную защиту от опасных природно-техногенных процессов.

Комплекс мероприятий по уровню значимости разбит на:

  • общегородские;

  • площадочные.

Общегородские мероприятия включают берегозащитные, противоэрозионные мероприятия, защиту территории от затопления и подтопления, организацию зон летнего отдыха, предложения по созданию системы дождевой канализации с устройством очистных сооружений, мероприятия по благоустройству городских водотоков и водоемов.

Для решения задач городского значения требуется разработка общегородской целевой программы по комплексному благоустройству городской территории.

Площадочные мероприятия включают локальные мероприятия по организации территории под освоение (вертикальная планировка, внутриквартальные мероприятия по благоустройству).

Организация поверхностного стока.

В настоящее время в городе имеется порядка 70км водосточной сети, обеспеченность магистральной улично-дорожной сети составляет менее 30%.

Генеральным планом принимается сложившаяся в городе раздельная система канализования хозяйственно-бытовых и дождевых стоков, по малым бассейнам стока.

Проектом предлагаются основные положения, формирующие городскую систему водоотведения дождевых стоков:

Бассейн стока центральной части г. Рязани: охватывает Советский район, северную часть Октябрьского района (жилые районы Кальное, Центральный, Театральный, Голенчино, Шлаковый, Песочня, Лесок). Очистные сооружения №2 - в пойме р. Ока, за строящейся Северной окружной дорогой.

Сток части Центрального жилого района и жилого района Бутырки направляются на локальные очистные сооружения типа пруда- отстойника, расположенные за окружной дорогой. На перспективу возможно подключение этих стоков на ОС №2.

Жилые районы Карцево, Соколовка, Мирный и др. обслуживаются сетью водостоков и локальными очистными сооружениями типа прудов - отстойников, расположенных в долине руч. Гужовка и в верховьях левого притока р. Листвянки.

Бассейн стока северо-западной части г. Рязани: охватывает Московский район (жилые районы Канищево (капитальный фонд), Приокский, Московский, Мервино, Дягилево, Дягилево-военный, Красный, Элеватор, часть Железнодорожого района (жилые районы Ситники, Михайловское, Дашки, Дашки - военные, Железнодорожный, Горроща). Очистные сооружения №1 - в пойме р.Ока, в створе ул. Октябрьской.

Часть жилых районов (Недостоево, Семчино, усадебная часть Канищево) обслуживаются открытой водосточной сетью и локальными очистными сооружениями типа прудов - отстойников. На перспективу здесь возможно подключение стоков на ОС №1 посредством строительства магистрального коллектора в пойме, вдоль уступа надпойменной террасы р.Оки.

Районы индивидуальной застройки обслуживаются сетью лотков с обустройством на них локальных очистными сооружениями.

В дальнейшем с учетом перспектив развития города требуется корректировка "Схемы дождевой канализации" (1990г.).

Благоустройство городских водоемов и водотоков.

Проектом предусматривается проведение комплекса гидротехнических мероприятий по благоустройству городских водоемов, водотоков, прилегающих территорий.

К ним относятся:

1. Берегоукрепление р. Трубеж:

- на участке правого берега, в районе нового строительства (мкр. Бутырки), протяженность 2.4км;

- на участке правого берега от Кремля до Северной окружной дороги, в районе нового строительства, протяженность порядка 1.2км;

- реконструкция причальной стенки в Борковском затоне, протяженность 0.24км;

- причальная стенка на р.Ока, в районе речного причала, протяженность 0.2км.

2. Организация польдерной системы в пойме р.Оки. - расчистка имеющихся каналов, строительство насосной станции (на участке поймы, отсекаемой Северной окружной дорогой).

3. Благоустройство водоемов.

В соответствии с проектными предложениями по развитию рекреационных зон проектом намечаются следующие основные мероприятия по благоустройству, расчистке городских водоемов:

- Борковский затон - расчистка мелководий, организация спусков к воде, благоустройство прилегающей территории (зона летнего отдыха);

- Рюминский пруд - профилактическая расчистка мелководий, организация спусков к воде, благоустройство прилегающей территории (развитие зоны отдыха ЦПКиО);

- р.Трубеж - на протяжении порядка 2км (от Кремля до р.Ока) - расчистка, дноуглубление, организация спусков к воде, обустройство прилегающей территории (развитие историко-ландшафтного парка).

Общая площадь благоустраиваемых водоемов 50га.

4. Благоустройство малых рек.

Мероприятия по благоустройству, дноуглублению рек и ручьев, являясь продолжением блока мероприятий по общему благоустройству городских водоемов и водотоков, предусматриваются на реках:

- р. Лыбедь - благоустройство (0.9 км от пр. Речников)- расчистка русла реки, ремонт берегоукрепительных сооружений;

- р. Плетенка, Павловка (5.5 км) - расчистка русел рек, организация подходов, спусков к реке;

- р. Трубеж (4.5 км от ж/д до затона) - расчистка русла реки, организация набережной со спусками к воде;

- руч. Быстрец (2 км) - расчистка русла ручья в комплексе с противоэрозионными мероприятиями.

Общая протяженность благоустраиваемых долин рек 13км.

Обустройство заовраженных территорий.

В проекте предусматривается комплекс мероприятий по благоустройству оврагов:

- разработка и утверждение проектов водоохранных зон малых рек с четкой регламентацией допустимого функционального использования;

- организация поверхностного стока (в том числе, варианты прокладки магистральных коллекторов по дну оврагов с подключением имеющихся выпусков, организация на выпусках камер гашения);

- каптаж родников и обустройство выпусков;

- террасирование, уположение и закрепление оползнеопасных склонов, в том числе более ответственными конструкциями (подпорные стенки, дамбы, валики, быстротоки, перепады, запруды и др.);

- частичная засыпка оврагов (при градостроительной целесообразности) с уплотнением грунта и организацией водоотвода.

Выводы:

1. Для оптимизации экологического состояния водных объектов и для повышения эффективности работы водоотводящей и дренажной сети необходимо принятие городской программы по организации системы дождевой канализации, включающей как строительство новых водостоков, так и организацию их очистки в рамках охвата городской территории. Очистка дождевых стоков с промышленных территорий должна осуществляться индивидуально в рамках нормативных требований.

2. Необходимо организовать специализированную городскую службу по эксплуатации дождевой канализации, отвечающую за техническое состояние сетей и качество водоотведения поверхностного стока,

3. Необходима разработка и утверждение проектов водоохранных зон и прибрежных защитных полос городских рек с разработкой регламентов допустимых видов хозяйственной деятельности,

4. Для осуществления мероприятий по благоустройству и оздоровлению водных объектов, включая перечень противоэрозионных мероприятий, необходимо принять программу инженерного обустройства городской гидросистемы с уточнением этапов реализации.